Психология

Как объяснить ребенку : что такое хорошо, а что такое плохо ?

Как объяснить ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо?

Доб­рый день гости бло­га Лапуш­ка. С самых пер­вых лет жиз­ни ребе­нок совер­ша­ет опре­де­лен­ные поступ­ки, каж­дый из кото­рых мож­но отне­сти либо к кри­те­рию « хоро­шо », либо к кри­те­рию « пло­хо ».

Но для того, что­бы такую оцен­ку сво­им поступ­кам ребе­нок мог выстав­лять себе сам, он дол­жен хоро­шо пони­мать, что чело­ве­че­ски­ми нор­ма­ми и обще­ствен­ны­ми пра­ви­ла опре­де­лят­ся, что такое хоро­шо, а что такое пло­хо.

Когда начинать объяснять правила поведения ?

По сове­там пси­хо­ло­гов, посто­ян­но рабо­та­ю­щих с детьми, момент, когда необ­хо­ди­мо начи­нать объ­яс­нять малы­шу « зако­ны жиз­ни » насту­па­ет при­бли­зи­тель­но в три года. Имен­но тогда зарож­да­ет­ся само­сто­я­тель­ность ребен­ка и его актив­ное жела­ние позна­ния мира.

В этом воз­расте ребен­ку ста­но­вят­ся доступ­ны нрав­ствен­ные отно­ше­ния, кото­рые он чер­па­ет из раз­лич­ных соци­аль­ных мест. В таком воз­расте малыш впер­вые слы­шит от сво­их роди­те­лей про­стые, но от это­го не менее важ­ные пра­ви­ла пове­де­ния в обще­стве : « Не обма­ны­вай », « Не оби­жай дру­гих ».

И это уже пер­вые шаги в отно­ше­нии нрав­ствен­но­го раз­ви­тия ребен­ка и пер­вое пони­ма­ние того, что такое хоро­шо, а что такое пло­хо.

Одна­ко про­бле­ма заклю­ча­ет­ся в том, что малыш дол­жен не про­сто пони­мать, что ему гово­рят роди­те­ли, он дол­жен осо­зна­вать, поче­му посту­пить в той или иной ситу­а­ции нуж­но имен­но так, как его учат взрос­лые.

Имен­но после пони­ма­ния всех пра­вил и норм, у него появ­ля­ет­ся жела­ние соблю­дать их. Для того что­бы малыш с агрес­си­ей не отнес­ся к яко­бы навя­зан­ным взрос­лы­ми пра­ви­лам пове­де­ния, необ­хо­ди­мо най­ти к нему опти­маль­ный под­ход.

Правильный подход к ребенку

Без­услов­но, в такой ситу­а­ции мож­но вос­поль­зо­вать­ся клас­си­че­ским мето­дом « кну­та и пря­ни­ка », нака­зы­вая за все « непра­виль­ное » и воз­на­граж­дая за все « пра­виль­ное ». Но, как извест­но, это доволь­но суро­вый метод вос­пи­та­ния может в даль­ней­шем пло­хо ска­зать­ся на раз­ви­тии ребен­ка.

Как объяснить ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо?

Поэто­му луч­шим вари­ан­том все же будет — « взрос­лая » бесе­да. Ребе­нок нахо­дит­ся в той ста­дии сво­е­го раз­ви­тия, когда начи­на­ет чув­ство­вать себя « как дру­гие », про­яв­лять само­сто­я­тель­ность. Пра­виль­но выстро­ен­ная бесе­да (тут важ­ны и инто­на­ция, и сами фра­зы) спо­соб­ны ока­зать воз­дей­ствие на малень­кое чадо.

Хоро­шо, когда ребен­ку доста­точ­но ска­зан­ной фра­зы. Но, как пока­зы­ва­ет прак­ти­ка, ино­гда малы­шу недо­ста­точ­но роди­тель­ско­го сло­ва. В таком слу­чае, взрос­лым луч­ше вос­поль­зо­вать­ся дру­гой осо­бен­но­стью дет­ско­го вос­при­я­тия — его жела­ни­ем под­ра­жать. Ребе­нок в свое ран­нем воз­расте учит­ся все­му у взрос­лых, ищет при­ме­ры пове­де­ния.

А потом, опре­де­лив некую модель пове­де­ния в той или иной ситу­а­ции, при­ме­ня­ет ее уже в сво­ей жиз­ни. Поэто­му для того, что­бы ока­зать вли­я­ние на ребен­ка и пока­зать ему, что такое хоро­шо, а что такое пло­хо, роди­те­ли долж­ны посто­ян­но кон­тро­ли­ро­вать свое пове­де­ние и высту­пать в каче­стве « при­ме­ра » для ребен­ка.

Если пра­виль­но при­ме­нить все опи­сан­ные мето­ды вос­пи­та­ния в ребен­ке пони­ма­ние хоро­ше­го и пло­хо­го, то в ито­ге в малы­ше нач­нет раз­ви­вать­ся внут­рен­нее осо­зна­ние пра­виль­но­го и непра­виль­но­го.

=====

  1. Какая поучи­тель­ная ста­тья ! Долж­на быть всем инте­рес­на и мамам, и папам, и дедуш­кам и бабуш­кам.

  2. А я уже сей­час объ­яс­нять начи­наю, хотя двух доч­ке еще нет. Но мне кажет­ся, что-то она уже пони­мать начи­на­ет… И при­мер роди­те­лей очень мно­го зна­чит ! Даже сей­час доч­ка чет­ко « сечет » как ведут себя взрос­лые и все-все повто­ря­ет :-).

  3. Ой какая полез­ная ста­тья ! Спа­си­бо !

  4. При­вет, моя доро­гая ! Хоро­шую ты тему под­ня­ла для обсуж­де­ния. Хочу доба­вить толь­ко, что я счи­таю что раз­го­ва­ри­вать конеч­но нуж­но на рав­ных и спо­кой­ных инто­на­ци­ях, ста­ра­ясь не раз­дра­жать­ся, осо­бен­но когда ребе­нок что-то натво­рил, быва­ют ситу­а­ции когда желая помочь, что-то полу­ча­ет­ся не так как хоте­лось. А еще я слы­ша­ла, что когда мы взрос­лые раз­го­ва­ри­ва­ем со сво­и­ми малень­ки­ми детьми, то гово­рим с ними свер­ху и инфор­ма­ция до них или про­сто не дохо­дит, или вос­при­ни­ма­ет­ся совсем не так, как хотим доне­сти её мы с вами. Поэто­му спе­ци­а­ли­сты реко­мен­ду­ют чаще садить­ся на кор­точ­ки при обще­нии с наши­ми дет­ка­ми. Я думаю они пра­вы, убеж­да­юсь в этом всё боль­ше и боль­ше. Спа­си­бо за полез­ную ста­тью !

  5. Недав­но, девоч­ки поде­ли­лись сво­и­ми « подви­га­ми » — в мага­зине ста­щи­ли мело­чев­ку (жвач­ку). Ира с широ­ко откры­ты­ми гла­за­ми воз­вра­ща­ет­ся домой и рас­ска­зы­ва­ет нам. Мы объ­яс­ни­ли, что так нехо­ро­шо, что за это может быть и так далее. А сего­дня утром она таки­ми же сло­ва­ми объ­яс­ня­ет это одной из дево­чек.

  6. Очень слож­но порой объ­яс­нить ребен­ку, поче­му имен­но нель­зя делать то или дру­гое. Вро­де все изъ­яс­ни­ли ясно и понят­но, а он не понял. При­хо­дит­ся часто вести дли­тель­ные бесе­ды вме­сто ска­зок на ночь, при­ме­рять ситу­а­цию к нему. Да, вос­пи­та­ние — очень слож­ный про­цесс.

  7. Очень инте­рес­но и позна­ва­тель­но. Гораз­до луч­ший под­ход, неже­ли стан­дарт­ный с кну­том и пря­ни­ком.

  8. Я еще не ста­ла мамой. Но вре­мя уже как раз при­шло занять­ся этим вопро­сом все­рез. Поэто­му ваши сове­ты очень инте­рес­ны для меня.

    • Яна, мы все рано или позд­но ста­но­вим­ся мама­ми. А родит­ся малыш, буде­те его инту­и­тив­но вос­пи­ты­вать, ну и загля­ды­вать ино­гда за под­сказ­ка­ми в интер­нет

  9. Дей­стви­тель­но, очень важ­но имен­но объ­яс­нить ребён­ку, что хоро­шо, а что нет. Если ребён­ку про­сто запре­тить что-то делать он будет стре­мить­ся это делать, а если объ­яс­нить, то малыш обя­за­тель­но пой­мёт и запом­нит. И как бы слож­но это не каза­лось на пер­вый взгляд нуж­но имен­но ОБЪЯСНИТЬ ! А нам взрос­лым обя­за­тель­но нуж­но уметь объ­яс­нить.

    • Татья­на, в нашей стре­ми­тель­ной жиз­ни, порой мы все куда то торо­пим­ся и детей торо­пим, ниче­го не объ­яс­няя. А порой про­сто игно­ри­ру­ем и пус­ка­ем все на само­тек !

  10. Да, при­мер это глав­ное. Я еще дела­ла так : то, что мне нра­ви­лось в пове­де­нии детей, я поощ­ря­ла. То, чем была недо­воль­на, игно­ри­ро­ва­ла. Дети хотят вни­ма­ния, поэто­му посту­па­ют так, что­бы его полу­чить.

    • Здрав­ствуй­те Юлия,вы пра­виль­но дела­ли, что пооще­ря­ли хоро­шее пове­де­ние детей, а пло­хое игно­ри­ро­ва­ли, я тоже так частень­ко делаю. А ина­че никак.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Articles

Back to top button