Психология

Как объяснить ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо?

Как объяснить ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо?

Добрый день гости блога Лапушка. С самых первых лет жизни ребенок совершает определенные поступки, каждый из которых можно отнести либо к критерию «хорошо», либо к критерию «плохо».

Но для того, чтобы такую оценку своим поступкам ребенок мог выставлять  себе сам, он должен хорошо понимать, что человеческими нормами и общественными правила определятся, что такое хорошо, а что такое плохо.

Когда начинать объяснять правила поведения?

По советам психологов, постоянно работающих с детьми, момент, когда необходимо начинать объяснять малышу «законы жизни» наступает приблизительно в три года. Именно тогда зарождается самостоятельность ребенка и его активное желание познания мира.

В этом возрасте ребенку становятся доступны нравственные отношения, которые он черпает из различных социальных мест. В таком возрасте малыш впервые слышит от своих родителей простые, но от этого не менее важные правила поведения в обществе: «Не обманывай», «Не обижай других».

И это уже первые шаги в отношении нравственного развития ребенка и первое понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо.

Однако проблема заключается в том, что малыш должен не просто понимать, что ему говорят родители, он должен осознавать, почему поступить в той или иной ситуации нужно именно так, как его учат  взрослые.

Именно после понимания всех правил и норм, у него появляется желание соблюдать их. Для того чтобы малыш с агрессией не отнесся к якобы навязанным взрослыми  правилам поведения, необходимо найти к нему оптимальный подход.

Правильный подход к ребенку

Безусловно, в такой ситуации можно воспользоваться классическим методом «кнута и пряника», наказывая за все «неправильное» и вознаграждая за все «правильное». Но, как известно, это довольно суровый метод воспитания может в дальнейшем плохо сказаться на развитии ребенка.

Как объяснить ребенку: что такое хорошо, а что такое плохо?

Поэтому лучшим вариантом все же будет — «взрослая» беседа. Ребенок находится в той стадии своего развития, когда начинает чувствовать себя «как другие», проявлять самостоятельность. Правильно выстроенная беседа (тут важны и интонация, и сами фразы) способны оказать воздействие на маленькое чадо.

Хорошо, когда ребенку достаточно сказанной фразы. Но, как показывает практика, иногда малышу недостаточно родительского слова. В таком случае, взрослым лучше воспользоваться другой особенностью детского восприятия — его желанием подражать.  Ребенок в свое раннем возрасте учится всему у взрослых, ищет примеры поведения.

А потом, определив некую модель поведения в той или иной ситуации, применяет ее уже в своей жизни. Поэтому для того, чтобы оказать влияние на ребенка и показать ему, что такое хорошо, а что такое плохо, родители должны постоянно контролировать свое поведение и выступать в качестве «примера» для ребенка.

Если правильно применить все описанные методы воспитания в ребенке понимание хорошего и плохого, то в итоге в малыше начнет развиваться внутреннее осознание правильного и неправильного.

=====

  1. Какая поучительная статья! Должна быть всем интересна и мамам, и папам, и дедушкам и бабушкам.

  2. А я уже сейчас объяснять начинаю, хотя двух дочке еще нет. Но мне кажется, что-то она уже понимать начинает… И пример родителей очень много значит! Даже сейчас дочка четко «сечет» как ведут себя взрослые и все-все повторяет :-).

  3. Ой какая полезная статья! Спасибо!

  4. Привет, моя дорогая! Хорошую ты тему подняла для обсуждения. Хочу добавить только, что я считаю что разговаривать конечно нужно на равных и спокойных интонациях, стараясь не раздражаться, особенно когда ребенок что-то натворил, бывают ситуации когда желая помочь, что-то получается не так как хотелось. А еще я слышала, что когда мы взрослые разговариваем со своими маленькими детьми, то говорим с ними сверху и информация до них или просто не доходит, или воспринимается совсем не так, как хотим донести её мы с вами. Поэтому специалисты рекомендуют чаще садиться на корточки при общении с нашими детками. Я думаю они правы, убеждаюсь в этом всё больше и больше. Спасибо за полезную статью!

  5. Недавно, девочки поделились своими «подвигами» — в магазине стащили мелочевку (жвачку). Ира с широко открытыми глазами возвращается домой и рассказывает нам. Мы объяснили, что так нехорошо, что за это может быть и так далее. А сегодня утром она такими же словами объясняет это одной из девочек.

  6. Очень сложно порой объяснить ребенку, почему именно нельзя делать то или другое. Вроде все изъяснили ясно и понятно, а он не понял. Приходится часто вести длительные беседы вместо сказок на ночь, примерять ситуацию к нему. Да, воспитание — очень сложный процесс.

  7. Очень интересно и познавательно. Гораздо лучший подход, нежели стандартный с кнутом и пряником.

  8. Я еще не стала мамой. Но время уже как раз пришло заняться этим вопросом всерез. Поэтому ваши советы очень интересны для меня.

    • Яна, мы все рано или поздно становимся мамами. А родится малыш, будете его интуитивно воспитывать, ну и заглядывать иногда за подсказками в интернет

  9. Действительно, очень важно именно объяснить ребёнку, что хорошо, а что нет. Если ребёнку просто запретить что-то делать он будет стремиться это делать, а если объяснить, то малыш обязательно поймёт и запомнит. И как бы сложно это не казалось на первый взгляд нужно именно ОБЪЯСНИТЬ! А нам взрослым обязательно нужно уметь объяснить.

    • Татьяна, в нашей стремительной жизни, порой мы все куда то торопимся и детей торопим, ничего не объясняя. А порой просто игнорируем и пускаем все на самотек!

  10. Да, пример это главное. Я еще делала так: то, что мне нравилось в поведении детей, я поощряла. То, чем была недовольна, игнорировала. Дети хотят внимания, поэтому поступают так, чтобы его получить.

    • Здравствуйте Юлия,вы правильно делали, что поощеряли хорошее поведение детей, а плохое игнорировали, я тоже так частенько делаю. А иначе никак.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close